С 01 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон, направленный на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

С 01 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон, направленный на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Действующий на сегодня Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сменят положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Новый закон разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора); определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки.
Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля. Переняв некоторые положения из Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений.
Так, разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований. В Законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. Вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений.
Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов. В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества проведенных контрольных мероприятий; выявленных нарушений; лиц, привлеченных к ответственности.
Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, привести к сокращению числа проверок и наложенных штрафов.
Введены новые формы контроля и надзора:
· выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта
контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
· мониторинговая закупка (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
· выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
· инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
Новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов.
Инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Сами проверки станут короче: проведение документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (в настоящее время проверка может длиться до 20 рабочих дней).
В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.
Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ.
Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.
 
 
Ногинский городской прокурор
 
старший советник юстиции Р.В. Ковалев

 

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика