О защите прав потребителей в Российской Федерации
На этапе становления нарождающихся рыночных отношений для балансировки интересов потребителей с интересами предпринимателей был утвержден Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», который позволил получить целый комплекс системообразующих правовых норм, на практике доказавших свою действенность и жизнеспособность.
Как результат – в настоящее время в российской правовой системе законодательству о защите прав потребителей отводится важнейшая роль. При этом по мере его развития и совершенствования создаются дополнительные условия для эффективной реализации Российской Федерацией в этой сфере общественных отношений функций социально-ответственного государства, политика которого согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Закрепляя основные права потребителей и определяя механизм их защиты, Закон «О защите прав потребителей» одновременно устанавливает систему органов власти федерального, регионального и муниципального уровня, которые во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формируют национальную систему защиты прав потребителей.
Так, с жалобой на действия продавца можно обратиться в федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей. Таковым является Роспотребнадзор.
Стабилизацию правовой стороны вопросов, касающихся заявлений граждан, утвердил Федеральный закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с января 2017 года изменяются требования к рассмотрению Роспотребнадзором (его территориальными органами) обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».
Указанное означает, что фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя ссоответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.
При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки.
Так же с 01 января 2017 года вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Роспотребнадзор (его территориальные органы) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю о взыскании расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
Подсудность по делам о защите прав потребителей отличается от общей, установленной гражданским кодексом. Так, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
При этом если цена иска составляет менее 50 тысяч рублей, то необходимо обращаться к мировому судье. Дела, по которым цена иска составляет более 50 тысяч, рассматриваются в районных судах.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако данное правило действует не всегда. Если сумма иска превышает 1 000 000 рублей, в этом случае потребитель уплачивает государственную пошлину.